АНАЛИЗ РИСУНКА СЕМЬИ

Дайте ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей и предложите нарисовать Вашу семью. При этом займитесь чем-нибудь, сделав вид, что Вам не до рисунка. Пусть ребенок пребывает наедине с собой, но при этом незаметно наблюдайте за ним. Если Вы правильно сможете оценить нарисованное, Вы сможете понять всю гамму чувств, переживаемых ребенком в семье, понять все то, что он не может высказать.

Обратите внимание на:

  • Последовательность выполнения задания,
  • Сюжет рисунка
  • Последовательность расположения членов семьи
  • Как сгруппированы члены семьи, степень их близости и отдаленности друг от друга
  • Место нахождения ребенка
  • Кого «забыл» изобразить, а кого добавил
  • Кто какого роста
  • Кто как одет

Последовательность выполнения задания

Обычно дети сразу начинают рисовать членов семьи, а потом прорисовывают детали. Если вдруг ребенок начинает рисовать все что угодно, кроме членов семьи, необходимо задуматься, что кроется за всем этим. Как правило – это признак психического дискомфорта в семье, признак конфликтных отношений.

Сюжет

Чаще всего он предельно прост. Чаще это групповая фотография семьи. Чаще все стоят на полу, иногда парят в воздухе. Иногда появляются цветы, трава, деревья, предметы мебели. Встречаются рисунки, на которых все члены семьи заняты делом.

Если на рисунке нет семьи – это крик ребенка о помощи. (Все члены семьи в доме, а ребенок вне дома)

Если рисунок семьи ассоциируется с чем-то приятным, теплым, он освещает всех ярким солнцем – символом ласки, добра, любви.

Если над ребенком темные тучи или дождь – это может говорить о дискомфорте.

Последовательность расположения членов семьи

Обычно первым ребенок рисует либо самого любимого члена семьи, либо самого для него авторитетного. Если таковым для него является он сам, то первым он рисует себя. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее их роль в семье в глазах ребенка, или на отношение, по мнению рисующего к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у ребенка. Если ребенок чувствует себя ненужным родителям, то он изображает себя после всех.

 Размеры фигур членов семьи.

Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Отвергнутые дети рисуют себя крошечными, едва приметными. В противовес им кумиры не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой и папой и даже выше.

Величина пространства и ее размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют об их эмоциональной разобщенности, либо эмоциональной близости. Большие расстояния между фигурами часто являются признаком конфликта. Между членами семьи могут появляться разъединяющие их предметы.

При эмоциональной близости все родственники нарисованы вплотную друг к другу. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше степень привязанности к этому родственнику.

 Место расположения ребенка на рисунке.

Если ребенок в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он чувствует себя нужным в доме. Если ребенок изобразил себя после всех братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего признак ревности его к другим детям.

Когда ребенок «забывает» нарисовать себя, ищите причину в семейных отношениях. Они могут быть тягостны ребенку. Это сигнал о конфликте ребенка с кем-то из членов семьи или со всеми сразу.

Когда ребенок забывает нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов семьи, то скорее всего именно «забытый» родственник и есть источник его дискомфорта. Часто этим способом художник «устраняет» конкурентов, пытаясь хоть на мгновение погасить кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям своего пола. Особенно часто не рисуется тот человек, который может унижать и подавлять ребенка в доме. На вопрос, где этот член семьи, ребенок начинает говорить всякие небылицы (выносит мусор, моет пол…)

Ребенок дополняет семью несуществующими родственниками или посторонними, тем самым пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать его вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко дети рисуют людей, которые, по их мнению, способны удовлетворить их потребность в общении.

Также ребенок рисунок может дополнять животными. И если реально в семье нет таких животных, то ребенку кажется, что именно они могли бы заменить ему родственников и друзей. Ребенок жаждет быть кому-то нужным, ему нужно, чтобы его любили, и он ответно тоже горячо любил. Расцените такой рисунок, как симптом, говорящий о дефиците нежности и ласки, который ощущает Ваш ребенок.

Ребенок вместо семьи рисует только себя

Скорее всего он не ощущает себя полноценным членом семьи. Часто такие рисунки выполнены в сумрачной цветовой гамме. Одиночество в возрасте, когда ребенок не способен обходится без родителей – грозный признак неблагополучной ситуации в семье.

Иногда ребенок выделяет только себя, чтобы подчеркнуть свою значимость и исключительность для остальных. Таких детей отличает любование собой, что обычно видно по детализации и окраске одежды.

 Прорисовка лица и других частей тела

Особенно информативен рисунок лица. Если пропущены какие-то известные части лица, то это чаще всего протест художника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи.

Если художник так изобразил себя – то это признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми.

Если из всех частей лица на рисунке больше всего заметны глаза. То ребенок Вас осведомляет, что этот член семьи все время следит за ним, не допуская шалостей. Этот человек – источник большинства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогично можно сказать про человека, у которого нарисованы большие уши. Если у кого-то нарисован слишком большой рот, то данный человек может служить источником словесной агрессии.

Если же ребенок старательно прорисовывает все черты лица, то это может говорить о большой значимости данного персонажа. Если же ребенок таким образом рисует сам себя, то это просто любование собой.

Большую информационную нагрузку несут руки. Слишком длинные руки у кого-то из членов семьи могут говорить об агрессии. Такого члена семьи ребенок вообще может нарисовать без рук, пытаясь символически погасить агрессию.

Если без рук нарисован сам ребенок, то это говорит о том, что он совсем бесправен в семье. Если же у ребенка слишком длинные руки, а еще и приподнятые вверх, то этим ребенок показывает свою агрессивность или желание быть таковым.

 Цветовая гамма рисунка

Цветовая гамма рисунка – своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемый ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает.

Как правило, все, что любимо ребенком, рисуется им в теплых тонах. Обычно тот, кто больше нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по расцветке радугу.

Особенно нарядны мамы. Часто и наряды пап не уступают маминым. Если ребенку в семье хорошо, он так же празднично наряжен.

Холодные тона чаще всего говорят о конфликтных отношениях между ребенком и этом члене семьи. Особенно информативен черный цвет. Если черным цветом раскрашен кто-то, кого ребенок любит, то таким образом ребенок выплескивает на бумагу все то, что его тайно беспокоит. И даже если у сестры действительно черные волосы, следует тщательно проверить и понять причину этого реализма.

Извините, форма комментирования закрыта в данный момент.

   
Яндекс.Метрика © 2016 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Карта сайта