Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ПДДТТ)

 

Безопасность дорожного движения для дошкольниковПДД

Деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ПДДТТ) в ГБДОУ детский сад №25 организуется в соответствии с нормативными документами, в частности, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). ФГОС ДО предусматривает такое направление развития и образования детей (образовательную область), как «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено в том числе на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге в ГБДОУ детский сад № 25 ежегодно утверждаются:

 ▪ План работы  по профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма (ПДДТТ)  на текущий учебный год (организационно-управленческая деятельность, методическая работа, работа с детьми, работа с родителями, межведомственные связи).

▪ План методической работы с педагогами  «Правила безопасного поведения на дороге», целью которого является  повышение качества работы педагогов по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Среди форм работы с педагогами можно выделить:  информационно-практические и обучающие занятия; анкетирование; консультации; педагогические советы; мастер-классы; семинары-практикумы; изготовление методических игр и пособий; обзор литературы; организация выставок; конкурсы педагогического мастерства и др.

 План работы по ознакомлению детей с правилами безопасного  и культурного поведения на улице и дороге, который  предусматривает использование традиционных форм организации воспитанников (беседы по ПДД; чтение художественной литературы; целевые прогулки;  дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные игры; свободная продуктивная деятельность; изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций; театрализация;  организация тематических выставок детских поделок; организация тематической недели по правилам дорожного движения; конкурсы и викторины; музыкально-игровые досуги, праздники и др.) , а также создание предметно-развивающей среды по ПДД в групповых помещениях и на территории учреждения.

▪ План взаимодействия с родителями по формированию у дошкольников  навыков безопасного поведения на улице и дороге, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в котором предусмотрены такие формы работы как: проведение родительских собраний с включением мероприятий по ПДД по возрастным группам; составление безопасного маршрута из дома в детский сад; анкетирование; консультации; беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;  участие родителей в подготовке и проведении тематических вечеров, досугов; привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр и проведению тематических вечеров по ПДД;  организация и проведение Дня открытых дверей; сотворчество родителей, детей и воспитателей; совместное составление фото- и видеоматериалов по ПДД.

Особое внимание в работе ГБДОУ детский сад № 25 по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге уделяется созданию соответствующей предметно-развивающей среды, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление  уголков по ПДД  в групповых помещениях  и на территории учреждения (пешеходные разметки, наличие атрибутов для подвижных игр по ПДД, учебно-игровые комплексы по ПДД и др.).

С целью совершенствования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ПДДТТ)  в ГБДОУ детский сад № 25 разработаны:

 Локальные нормативные акты ГБДОУ детский сад № 25:

План мероприятий по ПДДТТ  ГБДОУ детский сад № 25  Приморского района Санкт-Петербурга

ОТЧЕТ о результатах деятельности ГБДОУ детский сад № 25 Приморского района Санкт-Петербурга по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у воспитанников

Плакаты по правилам дорожного движения

___________________________________________________________________________________________________

Ссылки на сайты, которые  помогут в Вашей работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Автомобильная дорога по-прежнему остается одним из самых опасных мест в селах и городах. Чем раньше начать прививать маленьким пешеходам понимание опасностей, которые исходят от едущего автомобиля, тем лучше. Ведь дети, воспитанные большей частью на визуальной информации, не могут понять на интуитивном уровне угроз своей жизни от движущейся машины. Они не осознают последствий столкновения и удара.

Безопасность дорожного движения для дошкольников направлена на ознакомление детей с основными правилами поведения на автомобильной дороге и возле нее. Методики могут быть применены как воспитателями детских садов, так и самими родителями, которым не стоит полностью полагаться на дошкольные заведения. Ведь бывает, что подход там к ознакомлению дошкольников бывает и формальным, всё зависит от конкретного воспитателя.

___________________________________________________________________________________________________

Фундамент безопасности дорожного движения для дошкольников — понимание первопричин беспечности

В чем кроется суть непонимания детьми даже элементарных основ безопасности? Не только в отсутствии негативного опыта или четких наставлений, но и в физических и психологических ограничениях, которые есть у детей. Рассмотрим их подробнее:

  • В возрасте 3-5 лет возможности ребенка крайне ограничены:
    • Он не понимает суть тормозного пути и массы автомобиля;
    • Видит предметы только перед собой (эффект туннельного зрения);
    • Не понимает суть перспективы (удаленный предмет мы видим меньшим);
    • Дошкольник не правильно определяет реальные размеры предметов;
    • Не может правильно определить источник звука;
    • Не отличает «право» от «лево»;
    • Уже может отличить движущийся предмет от стоящего, но не может определить и сравнить скорость движения;
    • Затруднена ориентация в пространстве и правильный обход препятствий;
    • Внимание ребенка сосредотачивается на одном простом действии, он очень плохо способен при этом анализировать окружающую обстановку.
  • В возрасте 6 лет возможности ребенка дошкольника или школьника всё еще сильно ограничены:
    • Он по-прежнему имеет слабо развитое периферийное зрение, для того чтобы увидеть машину ему надо поворачивать голову;
    • Не может адекватно и быстро определить, какое транспортное средство движется быстрее;
    • Плохо ориентируется в источнике звука;
    • Распределение внимания затруднено. Выкатившийся на дорогу мяч займет всё его внимание, он может совершенно беспечно побежать на дорогу;
  • Начиная с 7 лет ребенок начинает улучшать свои возможности, но они еще недостаточно развиты:
    • Ребенку еще бывает сложно резко отреагировать на опасность;
    • Обычно он уже адекватно отличает понятие «лево» и «право», но иногда бывает отставание, особенно у девочек, на это надо обращать внимание;
  • Примерно с 8-ми лет дети уже более-менее готовы к адекватному поведению возле дороги, но, тем не менее, до подросткового возраста ребенок всё еще будет иметь ограниченные возможности:
    • У ребенка уже развито понятие балансировки и объезда/обхода препятствий, он имеют возможность резко сменить траекторию движения;
    • Он научился определять источник шума;
    • Боковое зрение становится совершеннее;
    • Он понимают суть перспективы объектов;
    • Они может резко отреагировать на сигнал опасности (автомобильный гудок, сильный окрик и т.д.);
    • Он может осознанно отказаться от задуманного действия, например, стать на дорогу, а затем вернуться на тротуар.

Плюс ко всем факторам, ограничивающим возможности ребенка стоит отнести его невысокий рост, что не позволяет ему так же хорошо видеть опасности на дороге, как взрослому.

Методика обучения дошкольников безопасности дорожного движения

Правила безопасности дорожного движения для младших дошкольников

Обучение безопасности дорожного движения для дошкольников младшей группы имеет свои особенности. Так как дети еще не могут воспринимать сложные понятия, то процесс ознакомления должен быть максимально понятен и интересен. Необходимо максимально использовать игровой материал: машинки, пешеходов, дорогу, дома, светофор. Показывать яркие и понятные картинки, учить стихи, а также проводить дидактические игры (игры направленные на обучение).

При обучении делайте акцент на утвердительных правилах, поскольку маленькие дети еще плохо воспринимают отрицательную частицу «не». Стройте примеры на противопоставлении «плохое поведение» и «хорошее поведение», пусть дети рассказывают, почему одни поступки плохие, а другие нет. Закрепляйте зрительную память, показывая на практике дорогу и её опасности.

Что должны усвоить маленькие дошкольники:

  • Находясь возле проезжей части или на ней всегда надо держать взрослых за руку;
  • Детям никогда нельзя самим выбегать или выходить на автомобильную дорогу;
  • Переходить дорогу можно только по пешеходным переходам и только на зеленый сигнал пешеходного светофора;
  • Для пешеходов есть тротуар, для машин широкая дорога (проезжая часть);
  • Движущаяся машина представляет собой опасность для людей, машина не может остановиться резко, она будет какое-то время ехать вперед, так же как катиться мячик, который мы бьем ногой;
  • Дети должны выучить цвета светофора и самые простые знаки (надземный, наземный и подземный пешеходный переход).

Материал необходимо периодически повторять, и проверять уровень понимания детьми опасности.

Правила безопасности дорожного движения для старших дошкольников

Дети старшей группы уже могут расширить свои знания о правилах дорожного движения и о безопасном поведении. Они лучше ориентируются в пространстве и способны усвоить более сложные понятия.

Для ознакомления с безопасностью дорожного движения широко используйте наглядный материал и игровой процесс. Хороший вариант проведение игр, где часть детей водители, а часть пешеходы. Активно применяйте тематические стихи, рассказы и картинки. При нахождении возле проезжей части всегда старайтесь объяснять детям правильную модель поведения, показывая это личным примером и указывая на ошибки других. Пусть дети всегда делают свои комментарии, тогда вы лучше поймете уровень их знания и осознания опасности.

Что должны усвоить дошкольники старшей группы:

  • Базовые понятия правил дорожного движения (дорога, автомобиль, железнодорожный переезд, пешеход остановка и т.д.);
  • Основные знаки дорожного движения, которые важны пешеходам (железнодорожный переезд со шлагбаумом и без, опасный поворот и т.д.);
  • Понятие тормозного пути в зависимости от погоды, состояния дороги и массы автомобиля;
  • Обязанности пешеходов и пассажиров транспорта;
  • Правила посадки на транспорт и проезда в транспорте;
  • Предупредительные сигналы светофора и регулировщика;
  • Правила перехода дороги;
  • Движение через железнодорожные пути, движение по тротуару, обочине, в жилой зоне, особенности езды на велосипеде.

Материал периодически повторяйте и проверяйте уровень его усвоения.

(Материал с Сайта «Защитница Багира» )

___________________________________________________________________________________________________

Плакаты по правилам дорожного движения

____________________________________________________________________________________

В ДТП гибнут наши дети, что может быть страшнее?
Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!
ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, — а это опасно для жизни! Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Запомните: обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации:
1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».
3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.
6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!
7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.
Важно знать – чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность.
Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!
Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.
Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
 ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ
В общественном транспорте
Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, — зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.
Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.
Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:
1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.
2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.
3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.
4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.
5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.
6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.
В салоне автомашины
Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.
Прежде чем отправиться с ребенком на автомашине побеспокойтесь о его безопасности:
1) Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка (сегодня большое количество производителей предлагают свою продукцию, более безопасными будут являться те кресла, у которых небольшой диапазон веса).
2) Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.
Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения.
И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.
Помните!
Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых.
Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Яндекс.Метрика © 2016 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Карта сайта