Не буду надевать эти…

Целый ряд  детей начинают капризничать по поводу одежды уже в 5-7 лет.

Пока ребенок мал, взрослые сами наряжают его сообразно собственному вкусу. Но уже в 4-5 лет ребенок начинает сравнивать себя с окружающими. Соотносят, прежде всего, внешние признаки и особенности поведения. Дошкольники уже начинают делать выводы по поводу того, что им идет, когда они выглядят более привлекательно. Эти суждения дополняются информацией, которую дети получают, примеряя вещи к празднику, а так же наблюдая реакцию на свой наряд со стороны окружающих и сверстников.

Поэтому у девочек уже в 5-6 лет, у мальчиков на 1-2 года позже уже складывается представление о том, как они бы хотели выглядеть. Эти представления не всегда совпадают с нашим мнением, с нашим семейным бюджетом. Но в результате, когда мы покупаем нашим детям сами, они могут отказаться их носить. Как быть? Согласиться с ребенком? Подчинить его своему диктату? А если дети начнут сопротивляться?

Случаи некорректного поведения детей мы и рассматриваем здесь.

Итак, ребенок считает, что родители, родственники неправы. Их решение грозит девочке (мальчику) насмешками о стороны сверстников, испорченным настроением, обидами. И тогда дети начинают протестовать, скандалить, язвить, грубить, делать решительные заявления. Выбор реакции предопределен индивидуально-психологическими, возрастными особенностями ребят, их взаимоотношениями со взрослыми, просто уровнем воспитанности. Общая тенденция: чем старше ребенок, тем больше он уверен в безоговорочной любви к себе и собственной безнаказанности, тем более резкую и неприятную форму поведения он выбирает.

От таких капризов, как правило, больше всего страдают бабушки, чья любовь к внукам безгранична, а вкусы складывались несколько десятилетий назад. На втором месте – мамы.  Мужчины, как правило, обладают большим авторитетом, да и вопросами моды интересуются куда меньше, поэтому в данной ситуации они оказываются в более выгодном положении. Им не приходится выслушивать неприятные комментарии по поводу того или иного приобретения, перед ними обычно не устраивают «показательных выступлений».

Получается, чтобы обойтись без подобных капризов, следует либо привить себе авангардные взгляды, либо позволить детям самим решать вопросы выбора одежды, лишь бы это не выходило за определенные бюджетные рамки. А еще лучше с первых дней позаботиться о правильном воспитании, формировании в детях черт терпимости, уважительности, благодарности. Ведь обижает больше не столько факт несогласия, сколько неприемлемая форма, в которую они облекается.

Просить и убеждать здесь бесполезно. Столь же глупо подвергать детей наказанию. Они не виноваты, что их взгляды не соответствуют нашим. Ответственность здесь лежит на нас – взрослых. В данном случае ответственность за предоставление детям достаточной свободы, ответственность за развитие у них вкуса и понимания.

Если же мы пустили дело на самотек, позволили укрепиться в их сознании наших детей мысли, что только они бывают правы, что окружающие обязаны потакать их капризам, то это первые же плоды нашего же воспитания. А другие не замедлят быть следом.

 Успокойся, деточка

Почему некоторые дети на любое замечание, просьбу, просто на повышенный голос начинают плакать, рыдать?

Слезы и истерика – это испытанный способ привлечения внимания. Ребенок осваивает его с раннего возраста. К нему прибегают, когда ситуация вызывает страх, неудовольствие, когда она выходит из-под контроля.  Если к этому добавляется психическая предрасположенность со стороны малыша, или происходят события, способные нанести психическую травму, то истерические капризы становятся обычными, типичными формами поведения. Вид рыдающих детей производит сильное впечатление, взрослые начинают метаться, пытаясь утешить своих ненаглядных. В ход идут уговоры, обещания, водичка, успокоительные. Однако это только усиливает реакцию. Почему?

Раз  человеку плохо, его жалеют, успокаивают, значит, есть основания плакать и кричать. Вот дети и плачут. И чем больше их успокаивают, тем большую жалость они испытывают к себе, тем более продолжительны истерики.

ОДНАКО НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ ЭТИ СЛЕЗЫ. Нельзя просто уйти в другую комнату. Это все же бессознательный призыв к помощи, демонстрация эмоционального  неблагополучия, а не обычная манипуляция. Манипулятор осознает, что он хочет и с этой целью воздействует на взрослого. Здесь же у ребенка складывается определенное тягостное для психики состояние, и запускаются механизмы протеста. Дети не могут повлиять на свое поведение, оно не зависит от их воли. Если взрослые не отвечают, то протестные реакции могут перерасти в форму истеричных. Значит, реагировать надо.  Но как?

Часто в таких случаях нужна помощь специалистов.

Родители могут провести  ряд профилактических мероприятий:

  • Не устраивайте при ребенке семейных сцен;
  • не расспрашивайте о назревающих неприятностях;

Если срыв произошел, то сократить его можно взяв ребенка на руки, поглаживая, покачивая. Если ребенок старше 7 лет, то можно взять ребенка за руку, сесть рядом и молча посидеть с ним. Пока дети плачут лучше ничего не говорить, сочувствие покажите жестами.

Не надо излишне суетится. Какой бы долгой не была истерика, она закончится. Невыплаканные слезы отразятся на работе внутренних органов. После истерики наступает состояние ступора, расслабления.  Не тревожьтесь, и не беспокойте в это время ребенка. Все разговоры отложите на потом.

Детские капризы – это лишь реакция на невозможность изменить жизнь в желаемом ребенком направлении (например,  помирить родителей). Невротизация детской психики происходит под влиянием психотравмирующих ситуаций. И нет смысла с ними бороться с ними раньше, чем будет устранена причина их появления.

Хочу! Хочу! Хочу!

Взрослые порой становятся заложниками своей неуемной любви к детям. Чаще всего это бывает  с единственным ребенком или поздним ребенком. Толчком к последующей тирании может быть и продолжительная болезнь чада. Чаще всего под пресс детских вымогательств попадают бабушки. Дети, привыкшие к демонстрации жертвенного отношения со стороны взрослых, порой не могут удержаться от подсознательного  желания испытать силу их любви. Приказы сыплются как из рога изобилия. Порой мы полгорода обегаем в поисках нужной вещи, месяцами копят деньги, лишь бы угодить любимому чаду.

Постепенно требования растут. Дети хотят делать, что им хочется, а взрослые появлялись только тогда, когда в них возникает нужда, и быстро исчезали.

Капризы ребенка-эгоиста неприятны, ставят окружающих в неловкое положение: заставляют на ходу менять свои планы, становятся причиной многих нечаянных обид и крайне опасных ситуаций.

Родители должны осознать, что хорошими являются не те родители, которые делают все для своего отпрыска, а тот, кто не забывает и о своей жизни, у кого дети умеют считаться с другими людьми.

Такая ситуация ведет к тому, что у данного ребенка будет неудавшаяся судьба, несложившаяся карьера.

Для того чтобы выразить свою любовь, есть множество способов. Это и стремление к совместному проведению досуга, разумные ограничения, предусмотрительность, требовательность. Они так же необходимы, как ласка, похвала, подарки.

Семья должна поддержать ребенка в трудном деле формирования у него навыков саморегуляции и самоограничения.

Только считаясь с желаниями и интересами окружающих, ребята научатся быть хорошими друзьями, любящими детьми и желанными членами любой компании.

Не только родители должны заботиться о детях, но и дети о родителях. Не только малышам позволено иметь желания.

Но если мы закрываем глаза на эгоистические замашки  своих отпрысков, то детские капризы скоро станут взрослой бедой: бывшие милые создания превратятся в законченных сумасбродов, живущих исключительно за чужой счет, не способных безвозмездно сделать, хоть что-нибудь хорошее для людей.

 

 

Извините, форма комментирования закрыта в данный момент.

   
Яндекс.Метрика © 2016 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Карта сайта