Круглый стол для педагогов

Тема: Особенности организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО

Дата проведения: 12.05.2016 года

Время проведения: 13.15

Место проведения: ГБДОУ №25, Вербная ул., 18, к.2

  1. Особенности организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО.
  2. Организация образовательного процесса по речевому развитию с детьми младшей группы. Презентация педагога высшей квалификационной категории учителя – логопеда Беляниной В.В.
  3. Организация образовательной деятельности с использованием Сказкотерапии .Презентация воспитателя первой квалификационной категории Ильиной И.А.
  4. Консультация для педагогов «Что такое «ЛЭПБУК?» Мастер-класс воспитателя высшей квалификационной категории логопедической группы Слимак Е.Ю.

————————————————————

Тема: Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО(консультация для воспитателей)

.Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С  1  января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

По ФГОС основными  принципами дошкольного образования становятся:

  1. Полноценное  проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
  3. Приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  4. Формирование  познавательных интересов и познавательных действий ребёнка  в различных  видах  деятельности.
  5. Учёт  этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
  6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Поддержка инициативы, активности и  способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.
  9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.Стандарт преследует следующие цели:
  •  повышение социального статуса дошкольного образования,
  • обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,
  •  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.Стандарт решает следующие задачи:
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
  • Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
  • Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности  детей, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

 

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования.  Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?

1. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление  определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.

- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

- двигательная активность.

Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):

- игровая, включаясюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно — исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);

-  двигательная активность (овладение основными движениями).

2. Изменяется способ организации детскихвидов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый  оба являются субъектами взаимодействия,  равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

- образовательная деятельность в режимных моментах;

- организованная  образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:с одним ребенком;с  подгруппой детей;с целой группой детей.Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая,  познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

3. В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы.  При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок приобретает в результатеосвоения программы. Педагоги с помощью мониторинговых исследований на разных этапах фиксируют уровень развития ребёнка, чтобы знать, над чем нужно работать дальше.

Требования  Стандарта  к  результатам  освоения  Программы  представлены  в  виде  целевых  ориентиров  дошкольного  образования.  К ним  относятся  следующие  социальные  и  психологические  характеристики  личности  ребёнка  на  этапе  завершения дошкольного образования:

  • инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • любознательность;
  • способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
  • способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.Важно,   чтобы   у   ребенка   к   окончанию   подготовительной   группы  в  детском  саду  были  сформированы  волевая      и  мотивационная  готовность  к обучению в школе.4. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы всвязи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит.Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.ФГОС определяет 5 образовательных областей:1) социально — коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

    2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    3) речевое развитие,  включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

    4) художественно- эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

    5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

    5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.

    В соответствии с ФГОСДО дошкольное учреждение  будет обязано:

    - консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

    - информировать   родителей   (законных        представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность, о целях  дошкольного  образования;

    - обеспечить открытость дошкольного образования;

    - создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

    - обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

    - создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями  (законными  представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

    Условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении.

    Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание должно быть направлено на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников, активизацию инновационной  деятельности и на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

    Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.

    У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.

    Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1)         Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать:

    ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность  воспитанников, экспериментирование с доступными материалами;

    ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

    ● эмоциональное благополучие;

    ● возможность самовыражения детей.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.Развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

    3)  Полифункциональность материалов предполагает:

    ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    ● наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов.

    4)         Вариативность среды предполагает:

    ● наличие различных пространств (уголков), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    Следует помнить, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы.

    5)Доступностьсреды предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

    Предметная развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

    Также воспитатель через организацию предметной среды должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этогопедагог подбирает   материалы, предназначенные детям данного возраста, но кроме них  включает  примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на  год). Это объясняется следующими причинами:

    во – первых, в каждой группе есть дети, опережающие сверстников в развитии, и  чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание;

    во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

    По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

 

Извините, форма комментирования закрыта в данный момент.

   
Яндекс.Метрика © 2016 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Карта сайта