Версия для слабовидящих

 

МИР ДЕТСТВА – МИР ИГРЫ.    

Детские годы чудесные,

С играми, с книгами, с песнями…

Как они быстро летят!

Их не воротишь назад!

И не забудет никто никогда

Детские годы!

Проблемы самоценности детства поднимаются не впервые, однако назрела необходимость поговорить об этом в очередной раз.

Как редко мы — взрослые, педагоги, родители, представители старших поколений, задумываемся над скоротечностью детских лет,

дорожим каждым днем, прожитым ребенком, учим этому са­мого малыша. А ведь детство, это не только стартовая площадка, но и особая  ипостась человеческой жизни, либо помогающая ре­бенку стать личностью, самореализоваться, либо не способствующая этому.

С первых мгновений появления на свет ребенок не готовится к жизни, а уже живет, познает и осваивает окружающий его мир, изменяет его в силу своих возможностей, учится радоваться и любить, думать и мечтать.

Какими же впечатлениями следует насытить в этот период душу и ум ребенка? Способствуют ли современные социальные условия становлению его духовного и творческого потенциала? Какие педагогические воздействия являются сегодня первостепенными, определяющими? Как научить ребенка активно об­щаться со взрослыми, сверстниками и предметным миром.

Мир детства — мир игры.  Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений и сло­варя детей.

К трем годам малыш осваивает предметное окруже­ние, учится есть и одеваться, использовать в быту ложку и чаш­ку, мыло и расческу, стремится к активному общению со взрос­лым и самостоятельности. Предоставьте ему такую возмож­ность! Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт (чте­ние человеческих эмоций) и опыт общения с игрушкой. Подарите своему ребенку большую куклу, вместе с малышом дайте ей имя и закрепляйте в играх с ней основные умения и навыки (вместе с ребенком одевайте куклу на прогулку, устраивайте ей день рождения, учите ее выполнять трудовые операции и пр). Только так вы легко и в интересной для ребенка форме дадите ему массу полезных знаний, разовьете моторику и успешно пройдете период раннего возраста.

Игры с куклой— это этапные игры для детей раннего и дошкольного возраста.

Кукла — неотъемлемая часть духовной и материальной куль­туры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации, осваивает секреты ремесла.

И сегодня игра с куклой любима детьми, и колыбельная песня, потешка и пестушка могут занять в них достойное место.

Данный опыт, несомненно, пригодится детям, научит их доб­рому отношению ко всему окружающему, поможет в воспитании младших братьев и сестёр и собственных будущих детей.

Следующий важнейший этап в развитии ребенка — дошколь­ный, охватывает период с трех до шести лет. Каким содержа­нием заполнить его жизнь на этой ступени?

Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества. Решить эту непростую задачу поможет игра. Как же научить ребенка играть?

Первое, что следует сделать взрослым — обеспечить малышу активное общение с другими детьми (сверстниками, более стар­шими или младшими дошкольниками), т. к. он входит в период поиска своего места в мире, познания своих возможностей, учится уважать мнение других, ищет себе друзей.

Дети, выбирая друзей, отдают предпочтение интересным собе­седникам, затейникам или умельцам (именно такие дети яв­ляются в играх заводилами, лидерами). Поэтому развивайте у ребенка ручную умелость, учите его мастерить игрушки- само­делки. Такая игрушка и ваше с ним общение в процессе работы.

Игра считалась ведущей деятельностью ребенка, позво­ляющей легко и весело осваивать обширные знания. Играли дети всегда, независимо от возраста, сословия, достатка. На про­тяжении столетий существовал «Механизм передачи таинства детской игры» (Жукова Л. Н.), позволяющий игре«жить» и раз­виваться, «приобретать содержание и форму, наиболее соответ­ствующие законам детской эстетики», как сказал замечательный фольклорист М. Н. Мельников.

Сегодня педагоги и психологи, этнографы и фольклористы с сожалением отмечают тенденции распада и разложения этого «механизма», подтверждаемые следующими фактами:

— игра уходит из быта детей, часто не занимает в нем ведущего положения;

— дети   теряют   интерес    к    массовым, общим, совместным играм;

— предпочтение отдается индивидуальным компьютерным играм и игрушкам, не дающим опыта человеческого общения;

— игровое творчество, инициатива и самостоятельность в игре проявляются детьми все реже и реже;

— педагогические технологии, используемые в практике ра­боты дошкольных   образовательных   учреждений и современный опыт семейного воспитания не всегда принимают в расчет игру.

Полного и ясного объяснения сложившейся ситуации пока нет. Возможно современные социальные условия несколько сме­стили возрастные игровые ориентиры, может быть, изменилась и сама игра (старые ее формы отжили, а новые не возникли или не прошли отбора временем).    Тем не менее ясно, что одна из причин данного явления заключается в предании забвению мно­гих рецептов и секретов воспитания детей, созданных педагоги­ческим талантом нации, русского народа, апробированных и пе­редававшихся из поколения в поколение на протяжении веков и сложившихся в особую поэтическую и музыкально-игровую си­стему — детский фольклор.

«Детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» — писал крупнейший ис­следователь и фольклорист Г. С. Виноградов. Действительно, детский фольклор объединяет мир детей и мир взрослых. Сего­дня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских ху­дожественных вкусов и творческих возможностей ребенка.

  • Детский фольклор — сложная многоликая система произведе­ний, включающая в себя:
  • «поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки);
  • детский бытовой фольклор  (песенки, заклинки, дразнилки, сказки, обрядовые произведения, страшилки);
  • потешный фольклор   (словесные  игры, скороговорки,  молчанки-голосянки, небывальщины, загадки);
  • игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, жеребьевые сговорки, игры — импровизации) и  прочее.

Какие же материалы можно использовать в работе с детьми сегодня? Лучший вариант — познакомить ребенка со всей фольк­лорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от воз­раста малыша.

Ребенок в период детства проходит, три важнейших этапа, названных в возрастной периодизации:

—         младенчеством   (от  рождения   до  полутора  лет);

—         ранним  возрастом  (1,5—3 года);

—         дошкольным  возрастом   (3—6 лет).

Базой развития ребенка-младенца является «поэзия пестова­ния», которая сегодня, к сожалению, мало используется в воспитании детей как в семье, так и в практике работы дошкольных учреждений. А жаль! Конечно, народной колыбельной песне, по­тешке или пестушке трудно конкурировать с современными авторскими произведениями, но ни одно из них не может быть так понятно и близко ребенку, как песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная близость с родным человеком, чувство защищенности.

Известно, что народ-педагог, сложивший поэзию пестования, убаюкивания ребенка, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии любви к ритму, активном освоении речи (гуление, лепет), тяге к пассивным и активным движениям (катание, качание, игры с пальчиками типа «Сорока-ворона кашу варила» и пр.).

Так давайте же не забывать этих непреходящих воспитатель­ных средств наряду с авторскими произведениями, создаваемыми профессиональными поэтами и композиторами!

Ребенок растет, и на втором этапе его развития поэзия песто­вания продолжает радовать малыша и оставаться центральным ценятся ребенком очень высоко и дорого стоят, гораздо дороже роскошной покупной игрушки! Развивайте чувство юмора, па­мять и речь ребенка — читайте вместе с ним побольше небываль­щин, нелепиц, небылиц, сказок, они — «гимнастика души». Поощ­ряйте домашние игры и забавы, создайте домашнюю игротеку с «банком идей» (он может быть компьютерным) и учите ребен­ка играть в разные игры (подвижные, настольные, ролевые), организуйте домашний театр (учите ребенка готовить костюмы, театральный реквизит, исполнять роли-имитации животных, нежи­вых предметов, развивайте его сценическое речевое мастерство и выразительность речи). Важно в эти годы учить детей сочини­тельству, игровой комбинаторике, используя которую, можно вос­становить распадающийся механизм естественного воспроизведе­ния игровой традиции. Вместе с ребенком придумывайте новые игры на основе знакомых, ранее апробированных, используя тра­диционные игровые признаки:

—         условия (волшебная) ситуация «как будто»   («я тебя сейчас заколдую, превращу в…);

—         изменение  внешнего  облика (костюмирование  с использованием масок, венков, фартучков, эмблем, костюмов и пр.);

Детские годы быстро пролетают и по значимости не могут сравниться ни с какими другими. Оазис личностной культуры ребенка формируется к трем годам. Поэтому так важно организовать встречи ребенка с песней, с книгой, с игрой.

Желаю всем успехов в воспитании маленьких граждан России и пусть их детские годы озарит свет мудрости гения русского народа.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мудрость народная.  Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск первый: Младенчество. Детство /Под ред. В.П. Аникина, В. Е. Гусева,Н. И. Толстого. М.,1991.
  2. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия / Под ред. В. Н. Морохина. М., 1986.
  3. Топ-Топ: Песенки народов мира. М.,1985.
  4. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно: русские народные загадки Под ред. Г. М. Науменко. М.,1991.
  5. Старинные   русские   пословицы   и   поговорки / Под   ред.   В.   П.  Аникина. М., 1983.
  6. День работой весел: Пословицы и поговорки народов о труде/Под ред. А.  Ивановской. М.,1986.
  7. Русский фольклор: Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, причитания, пословицы и присловья /
  8. Под   ред. В.П. Аникина.М., 1986.
  9. Морозов И.А.,Слепцова И.С.Школьное краеведение. Мир традиционной народной игры. М., 1994

Музыкальный руководитель Патрикеева В.Э.

МИР ДЕТСТВА – МИР ИГРЫ.  

  

Детские годы чудесные,

С играми, с книгами, с песнями…

Как они быстро летят!

Их не воротишь назад!

И не забудет никто никогда

Детские годы!

Проблемы самоценности детства поднимаются не впервые, однако назрела необходимость поговорить об этом в очередной раз.

Как редко мы — взрослые, педагоги, родители, представители старших поколений, задумываемся над скоротечностью детских лет,

дорожим каждым днем, прожитым ребенком, учим этому са­мого малыша. А ведь детство, это не только стартовая площадка, но и особая  ипостась человеческой жизни, либо помогающая ре­бенку стать личностью, самореализоваться, либо не способствующая этому.

С первых мгновений появления на свет ребенок не готовится к жизни, а уже живет, познает и осваивает окружающий его мир, изменяет его в силу своих возможностей, учится радоваться и любить, думать и мечтать.

Какими же впечатлениями следует насытить в этот период душу и ум ребенка? Способствуют ли современные социальные условия становлению его духовного и творческого потенциала? Какие педагогические воздействия являются сегодня первостепенными, определяющими? Как научить ребенка активно об­щаться со взрослыми, сверстниками и предметным миром.

Мир детства — мир игры.  Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений и сло­варя детей.

К трем годам малыш осваивает предметное окруже­ние, учится есть и одеваться, использовать в быту ложку и чаш­ку, мыло и расческу, стремится к активному общению со взрос­лым и самостоятельности. Предоставьте ему такую возмож­ность! Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт (чте­ние человеческих эмоций) и опыт общения с игрушкой. Подарите своему ребенку большую куклу, вместе с малышом дайте ей имя и закрепляйте в играх с ней основные умения и навыки (вместе с ребенком одевайте куклу на прогулку, устраивайте ей день рождения, учите ее выполнять трудовые операции и пр). Только так вы легко и в интересной для ребенка форме дадите ему массу полезных знаний, разовьете моторику и успешно пройдете период раннего возраста.

Игры с куклой— это этапные игры для детей раннего и дошкольного возраста.

Кукла — неотъемлемая часть духовной и материальной куль­туры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации, осваивает секреты ремесла.

И сегодня игра с куклой любима детьми, и колыбельная песня, потешка и пестушка могут занять в них достойное место.

Данный опыт, несомненно, пригодится детям, научит их доб­рому отношению ко всему окружающему, поможет в воспитании младших братьев и сестёр и собственных будущих детей.

Следующий важнейший этап в развитии ребенка — дошколь­ный, охватывает период с трех до шести лет. Каким содержа­нием заполнить его жизнь на этой ступени?

Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества. Решить эту непростую задачу поможет игра. Как же научить ребенка играть?

Первое, что следует сделать взрослым — обеспечить малышу активное общение с другими детьми (сверстниками, более стар­шими или младшими дошкольниками), т. к. он входит в период поиска своего места в мире, познания своих возможностей, учится уважать мнение других, ищет себе друзей.

Дети, выбирая друзей, отдают предпочтение интересным собе­седникам, затейникам или умельцам (именно такие дети яв­ляются в играх заводилами, лидерами). Поэтому развивайте у ребенка ручную умелость, учите его мастерить игрушки- само­делки. Такая игрушка и ваше с ним общение в процессе работы.

Игра считалась ведущей деятельностью ребенка, позво­ляющей легко и весело осваивать обширные знания. Играли дети всегда, независимо от возраста, сословия, достатка. На про­тяжении столетий существовал «Механизм передачи таинства детской игры» (Жукова Л. Н.), позволяющий игре«жить» и раз­виваться, «приобретать содержание и форму, наиболее соответ­ствующие законам детской эстетики», как сказал замечательный фольклорист М. Н. Мельников.

Сегодня педагоги и психологи, этнографы и фольклористы с сожалением отмечают тенденции распада и разложения этого «механизма», подтверждаемые следующими фактами:

— игра уходит из быта детей, часто не занимает в нем ведущего положения;

— дети   теряют   интерес    к    массовым, общим, совместным играм;

— предпочтение отдается индивидуальным компьютерным играм и игрушкам, не дающим опыта человеческого общения;

— игровое творчество, инициатива и самостоятельность в игре проявляются детьми все реже и реже;

— педагогические технологии, используемые в практике ра­боты дошкольных   образовательных   учреждений и современный опыт семейного воспитания не всегда принимают в расчет игру.

Полного и ясного объяснения сложившейся ситуации пока нет. Возможно современные социальные условия несколько сме­стили возрастные игровые ориентиры, может быть, изменилась и сама игра (старые ее формы отжили, а новые не возникли или не прошли отбора временем).    Тем не менее ясно, что одна из причин данного явления заключается в предании забвению мно­гих рецептов и секретов
воспитания детей, созданных педагоги­ческим талантом нации, русского народа, апробированных и пе­редававшихся из поколения в поколение на протяжении веков и сложившихся в особую поэтическую и музыкально-игровую си­стему — детский фольклор.

«Детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» — писал крупнейший ис­следователь и фольклорист Г. С. Виноградов. Действительно, детский фольклор объединяет мир детей и мир взрослых. Сего­дня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских ху­дожественных вкусов и творческих возможностей ребенка.

  • Детский фольклор — сложная многоликая система произведе­ний, включающая в себя:
  • «поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки);
  • детский бытовой фольклор  (песенки, заклинки, дразнилки, сказки, обрядовые произведения, страшилки);
  • потешный фольклор   (словесные  игры, скороговорки,  молчанки-голосянки, небывальщины, загадки);
  • игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, жеребьевые сговорки, игры — импровизации) и  прочее.

Какие же материалы можно использовать в работе с детьми сегодня? Лучший вариант — познакомить ребенка со всей фольк­лорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от воз­раста малыша.

Ребенок в период детства проходит, три важнейших этапа, названных в возрастной периодизации:

—         младенчеством   (от  рождения   до  полутора  лет);

—         ранним  возрастом  (1,5—3 года);

—         дошкольным  возрастом   (3—6 лет).

Базой развития ребенка-младенца является «поэзия пестова­ния», которая сегодня, к сожалению, мало используется в воспитании детей как в семье, так и в практике работы дошкольных учреждений. А жаль! Конечно, народной колыбельной песне, по­тешке или пестушке трудно конкурировать с современными авторскими произведениями, но ни одно из них не может быть так понятно и близко ребенку, как песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная близость с родным человеком, чувство защищенности.

Известно, что народ-педагог, сложивший поэзию пестования, убаюкивания ребенка, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии любви к ритму, активном освоении речи (гуление, лепет), тяге к пассивным и активным движениям (катание, качание, игры с пальчиками типа «Сорока-ворона кашу варила» и пр.).

Так давайте же не забывать этих непреходящих воспитатель­ных средств наряду с авторскими произведениями, создаваемыми профессиональными поэтами и композиторами!

Ребенок растет, и на втором этапе его развития поэзия песто­вания продолжает радовать малыша и оставаться центральным ценятся ребенком очень высоко и дорого стоят, гораздо дороже роскошной покупной игрушки! Развивайте чувство юмора, па­мять и речь ребенка — читайте вместе с ним побольше небываль­щин, нелепиц, небылиц, сказок, они — «гимнастика души». Поощ­ряйте домашние игры и забавы, создайте домашнюю игротеку с «банком идей» (он может быть компьютерным) и учите ребен­ка играть в разные игры (подвижные, настольные, ролевые), организуйте домашний театр (учите ребенка готовить костюмы, театральный реквизит, исполнять роли-имитации животных, нежи­вых предметов, развивайте его сценическое речевое мастерство и выразительность речи). Важно в эти годы учить детей сочини­тельству, игровой комбинаторике, используя которую, можно вос­становить распадающийся механизм естественного воспроизведе­ния игровой традиции. Вместе с ребенком придумывайте новые игры на основе знакомых, ранее апробированных, используя тра­диционные игровые признаки:

—         условия (волшебная) ситуация «как будто»   («я тебя сейчас заколдую, превращу в…);

—         изменение  внешнего  облика (костюмирование  с использованием масок, венков, фартучков, эмблем, костюмов и пр.);

Детские годы быстро пролетают и по значимости не могут сравниться ни с какими другими. Оазис личностной культуры ребенка формируется к трем годам. Поэтому так важно организовать встречи ребенка с песней, с книгой, с игрой.

Желаю всем успехов в воспитании маленьких граждан России и пусть их детские годы озарит свет мудрости гения русского народа.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мудрость народная.  Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск первый: Младенчество. Детство /Под ред. В.П. Аникина, В. Е. Гусева,Н. И. Толстого. М.,1991.
  2. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия / Под ред. В. Н. Морохина. М., 1986.
  3. Топ-Топ: Песенки народов мира. М.,1985.
  4. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно: русские народные загадки
    Под ред. Г. М. Науменко. М.,1991.
  5. Старинные   русские   пословицы   и   поговорки / Под   ред.   В.   П.  Аникина.
    М., 1983.
  6. День работой весел: Пословицы и поговорки народов о труде/Под ред.
    А.  Ивановской. М.,1986.
  7. Русский фольклор: Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, причитания, пословицы и присловья /
  8. Под   ред. В.П. Аникина.М., 1986.
  9. Морозов И.А.,Слепцова И.С.Школьное краеведение. Мир традиционной народной игры. М., 1994

Музыкальный руководитель Патрикеева В.Э.

Извините, форма комментирования закрыта в данный момент.

   
Яндекс.Метрика © 2016 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Карта сайта