16

Перед мамами часто стоит вопрос, как выбрать подходящие игрушки, книжки, пособия, как их расположить и как с ними играть.

Когда ребенок рождается, игрушек еще не так много. У нас все игрушки помещались на одной полочке. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее упорядочить все эти игрушки. Особенно, если у ребенка нет своей комнаты.

Для этого Мария Монтессори предлагает разделить игрушки по специальным зонам развития: математическая, языковая, зона практической жизни, зона сенсорного развития, естественнонаучная зона. Обычно по такому принципу разделены игрушки в детских садах. В домашних же условиях такое распределение не совсем легко сделать – обычно игрушки лежать в общей коробке или на нескольких полках все вместе. Однако эта идея очень интересна, и мне кажется, полезна.

Польза разделения игрушек на зоны развития.

Прежде всего, такое разделение позволяет малышу легко подойти к интересующему его предмету и взять. Не приходится долго рыться в глубоком ящике, чтобы найти машинку на самом ее дне. Мама видит, в какой зоне игрушек не хватает, а в какой, наоборот, чересчур много.

Не думайте, что зоны развития предполагают специально обустроенную комнату. Вовсе нет. Интерьер детской комнаты для этого может быть любой. Дома это могут быть полки, разделенные материалом или небольшие шкафчики. Главное при таком распределении – не количество игрушек, а качество. Зоны развития помогут вам увидеть, что очередная двадцатая машинка не нужна, а стоит задуматься о приобретении игрушек в другую зону.

Какие игрушки нужны в каждую зону?

Зона практического развития.

Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.

Материалы для общеподготовительных упражнений -

Это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.

Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе -

К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.

Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви…

Все предметы, которыми пользуется ребенок, -  не игрушечные, а настоящие. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.

Здесь каждый может придумать свое применение. Помещаем кукольный домик с посудкой, игрушечную мебель. Сюда можно отнести застежки, шнуровки, предметы для игр с водой и крупой.

Рамка с молнией Рамка с бантами Доска для плетения косички

Зона сенсорного развития

В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.

Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп:

Материалы для развития зрения:

Для различения форм и размеров, развития зрительной памяти — 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками — вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями.

Для развития цветового зрения — коробки с цветными табличками.

Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия- комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.

Материалы для развития осязания:

Для различения на ощупь структуры поверхности — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.

Материалы для различения температуры и теплопроводности:

Тепловые баллончики и тепловые таблички.

Материал для развития барического чувства (различения веса):

Весовые таблички.

Материал для развития вкуса:

Вкусовые баночки.

Материал для развития обоняния:

Коробочки с запахами.

Материал для развития слуха:

Шумящие цилиндры.

Материал для развития мускульной памяти:

Цилиндры с пружинками.

Розовая башня Геометрические тела Цветные цилиндры
Конструктивные треугольники Шумовые коробочки

Математическая зона

Поработав с сенсорным материалом, и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет — все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучения состава и свойств чисел первого десятка:

Числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры и чипсы.

Материал для знакомства с десятичной системой; сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел:

Банк золотого материала с набором карт-символов, игра с марками.

Материал для освоения порядкового счета до ста:

Доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами.

Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления:

Игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

Числовые штанги и цифры Шероховатые цифры
Большие счеты Доски Сегена

 

Языковая зона.
Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.

Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.


Здесь складываем кубики с буквами, книги, плакаты. Хорошо также поместить сюда кубики Зайцева, буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной), посаженные на картон. Ребенок будет проводить пальчиком по таким буквам и запоминать их контур.

Материалы для подготовки руки к письму:
Металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.

Материал для написания слов:
Большой подвижный алфавит.

Шероховатые буквы Ящик для рисования на песке или манке

Зона двигательного развития

Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности

Это и мячи, и кегли, и ролики, и велосипед, и шведская стенка, и батуты, и обручи и многое другое.

Естественнонаучная зона развития.

Здесь должны находиться вещи, за которыми может ухаживать ребенок: цветы, которые он поливает, домашние животные, которых кормит. Определите сюда глобусы, карты, карточки с растениями, лото с листьями, цветами, календарь «Времена года», наборы животных, книги по астрономии и т.д.

Зона творческого развития.

Здесь помещаем все, что необходимо для творчества: краски, карандаши, кисточки, альбом, пластилин, мелки, клей, ножницы, цветную бумагу.

Извините, форма комментирования закрыта в данный момент.

   
Яндекс.Метрика © 2016 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Карта сайта