sun.gif
ГБДОУ детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
gerb.png
 

📚«Мнемотехника»

«Мнемотехника»Занятия проводит:


Места получения дополнительных образовательных услуг:

  • I площадка: Новоколомяжский пр дом 3 лит. А
  • II площадка: ул. Вербная улица д.18 корп.2 лит. А

«Мнемотехника… давно забытое старое или универсальная технология?»
Мнемоника (др. -греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) : замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания. (википедия)
Мнемотехника не новая технология, ее способы и приемы широко используют логопеды, воспитатели. В чем же ее универсальность? Я начинаю использовать приемы мнемотехники с младшего дошкольного возраста. Сперва мнемоквадраты - простые изображения, отображающие форму, цвет (желтое солнце, зеленая ёлка, по которым можно составить словосочетание. Примерно через полгода начинаю использовать мнемодорожки .
Из истории мнемотехники
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.
Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. (Богиня Мнемозина - это персонифицированная память по своему происхождению.) В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью девяти муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. «А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо и т. д.»
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко. Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр.
В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.
Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение. Интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.
Мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание, но в плане педагогики актуальным остается вопрос о рациональном использовании приемов мнемотехники при обучении детей различных возрастов.